Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:
22.08.2016

     С чего начинается подсчет голосов?

Подсчет голосов начинается с подсчета членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса неиспользованных избирательных бюллетеней, которые после подсчета погашаются (отрезается левый нижний угол). К ним добавляются погашенные в ходе голосования бюллетени, испорченные избирателями, общее число погашенных бюллетеней оглашается и должно быть зафиксировано наблюдателями.

При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.

     Могут ли все вышеперечисленные действия осуществляться одновременно разными членами комиссии?  

Нет, указанные действия должны осуществляться в строгом соответствии с избирательным законодательством последовательно ( погашение бюллетеней, подсчет открепительных и талонов, работа со списками, работа с бюллетенями, рассмотрение жалоб, подписание итогового протокола, выдача его заверенных копий).

При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.

На что необходимо обратить внимание наблюдателю при работе со списками избирателей?

Как уже отмечалось выше, со списками избирателей вправе работать только члены комиссии с правом решающего голоса. Наблюдателю необходимо фиксировать суммарные числа по всем спискам, оглашаемые комиссией:

    количество избирателей, включенных в список избирателей на момент окончания голосования;

    количество избирателей, проголосовавших в помещении для голосования;

    количество избирателей, проголосовавших вне  помещения для голосования;

    количество избирателей, проголосовавших досрочно ( при проведении досрочного голосования);

    количество открепительных удостоверений, выданных ТИК (при голосовании с использованием открепительных);

    количество открепительных удостоверений, выданных УИК (при голосовании с использованием открепительных удостоверений);

    количество избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям ( должно совпадать с ранее оглашенным числом талонов).

  После этого списки откладываются или убираются  в сейф и работа с ними одновременно с подсчетом бюллетеней запрещается.

  При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры « Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.

    Как осуществляется подсчет голосов избирателей?

Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся  в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом , чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями.

Наблюдателям должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии.

  В первую очередь подсчитываются бюллетени, находящиеся в переносных ящиках для голосования. Затем вскрываются стационарные ящики и начинается подсчет содержащихся в них бюллетеней установленной формы.

   При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.

Список избирателей: для чего он составляется?В день голосования по общему правилу бюллетени выдаются только гражданам, включенным в список избирателей (статья 64 Федерального закона «Об основных гарантиях…») на конкретном избирательном участке. Выдача открепительных удостоверений гражданам также возможна только в случае внесения в список избирателей. Таким образом,  список  избирателей  является  своего  рода  реестром граждан, обладающих активным избирательным правом, реализовать которое они могут на соответствующем избирательном участке. В Российской Федерации гражданин, обладающий избирательным правом, включается в список избирателей на участке по месту жительства автоматически, без необходимости каких-либо действий с его стороны.  При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В. Какие существуют основания для включения гражданина в список избирателей?В список избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, то есть все граждане, достигшие возраста 18 лет, за исключением признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, либо в случаях, установленных Федеральным законом – нахождение места пребывания гражданина на территории избирательного участка, а в день голосования – также предъявление гражданином открепительного удостоверения на соответствующем избирательном участке, если применение открепительных удостоверений на данных выборах предусмотрено законом. При этом, важно учитывать, что законодательство о выборах не предусматривает единых правил голосования с помощью открепительных удостоверений. Например, они не применяются на выборах в органы власти Самарской области (в том числе, на выборах депутатов Самарской Губернской Думы), но могут быть использованы для голосования на выборах депутатов Государственной Думы, даже если эти выборы проходят одновременно.Федеральный закон закрепляет, что факт нахождения места жительства или места пребывания устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. В настоящее время данные функции осуществляют паспортно-визовые службы органов внутренних дел и Федеральная миграционная служба.При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В. Что делать в случае обнаружения ошибки в списках избирателей?Для исправления ошибок в списках избирателей Федеральный закон «Об основных гарантиях…» предусматривает обязательность предоставления списков избирателей для ознакомления избирателей и для его уточнения. Предоставление списков избирателей осуществляется участковыми избирательными комиссиями за 10 дней до дня голосования (часть 15 статьи 17 Федерального закона «Об основных гарантиях…»).Граждане, обладающие активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении их в список избирателей либо об устранении ошибок и неточностей в сведениях о них. Решение об удовлетворении заявления избирателя и об устранении ошибки или неточности в списках избирателей принимается участковой избирательной комиссией в течение 24 часов, а в день голосования – в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, либо избирательная комиссия принимает решение об отклонении заявления избирателя с указанием причин отклонения и вручением заверенной копии соответствующего решения заявителю.Закон не определяет, какие именно документы могут стать основанием для внесения изменений в список избирателей. Таким образом, в случае обнаружения неточности, гражданин вправе представить в участковую избирательную комиссию любой подтверждающий документ. Ориентироваться нужно, прежде всего, на паспорт гражданина как основной документ, удостоверяющий личность, а также иные документы, выданные органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства. Помимо этого, в участковую избирательную комиссию могут быть представлены документы, выданные органами, осуществляющими регистрацию актов гражданского состояния, военным комиссариатом, руководителем образовательного учреждения (об обучении избирателя по очной форме обучения и зарегистрированного по месту пребывания в общежитии), судом, избирательными комиссиями.Избирателям следует обратить внимание на то, что участковые избирательные комиссии обязаны проинформировать граждан (как правило, они распространяют именные приглашения на выборы), проживающих на территории соответствующего избирательного участка, о необходимости уточнения списков избирателей и об адресе местонахождения избирательной комиссии.При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В. Может ли избиратель представить в участковую избирательную комиссию сведения о других избирателях для уточнения списка избирателей?Действующее законодательство не препятствует представлению сведений избирателями об иных избирателях в целях уточнения списка избирателей. Вместе с тем такое заявление в случае, если к нему не приложены подтверждающие документы (например, свидетельство о смерти в случае необходимости исключения гражданина из списка избирателей), подлежит проверке избирательной комиссией с привлечением уполномоченных органов, что может занять некоторое время. Изменения в список избирателей вносятся после получения избирательной комиссией подтверждения сведений, указанных другим избирателем от уполномоченных органов.При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.          
                             В каких случаях граждане включаются в списки избирателей по месту пребывания?Частью 17 статьи 17 Федерального закона определено, что избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящиеся в местах расположения воинской части, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.Серьезные споры на практике возникают при трактовке понятия «место временного пребывания». В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года, под местом пребывания понимается место, где гражданин временно проживает, то есть гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. При этом регистрация граждан, прибывших для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется только в случае их проживания свыше 90 дней. Таким образом, возникают ситуации, при которых гражданин может находиться в жилом помещении, не являющемся местом его жительства в течение, к примеру, 60 дней, не иметь регистрации по месту пребывания, не иметь возможности получить открепительное удостоверение по месту жительства, однако иметь большое желание проголосовать. В таких случаях, когда у гражданина отсутствует регистрация по месту пребывания, избирательные комиссии, как правило, отказывают гражданам, не предъявившим открепительные удостоверения, во включении их в список избирателей, что в целом согласуется с требованиями действующего законодательства.При включении избирателя в список избирателей по месту пребывания информация об этом передается в участковую избирательную комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства в целях исключения двойного голосования.При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В. Где могут проголосовать лица, не зарегистрированные по месту жительства на территории Российской Федерации?Законом может быть предусмотрено, что избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке, образованном или определенном решением вышестоящей избирательной комиссии для проведения голосования данных избирателей по их личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем в день голосования. При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В. Существуют ли какие-либо ограничения для обращения с жалобой, заявлением или предложением в избирательные комиссии?Граждане не ограничены в возможностях обращений в избирательные комиссии по самым различным вопросам. Частью 4 статьи 20 Федерального закона предусмотрено, что избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования – немедленно. Если же факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.Также граждане вправе требовать от избирательных комиссий направлять обращения с представлениями о проведении проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы и органы исполнительной власти.От оперативности направленного соответствующего обращения и приложенных к нему обосновывающих документов во многом зависит эффективность мер, принимаемых соответствующей избирательной комиссией.При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.  Что делать, если избирательная комиссия не реагирует на направляемые обращения или не выполняет нормы действующего законодательства?Решения комиссии, противоречащие закону либо принятые с превышением установленной компетенции, подлежат отмене вышестоящей комиссией или судом. В вышестоящую избирательную комиссию или суд, кроме решения избирательной комиссии, также может быть обжаловано действие или бездействие избирательной комиссии. В случае, если комиссия не реагирует на направляемые обращения, на которые она должна дать письменный ответ или принять решение в установленный законом срок, следует обжаловать ее незаконное бездействие. При этом необходимо иметь подтверждение факта подачи соответствующего обращения (как правило, факт подачи обращения фиксируется посредством проставления отметки о принятии обращения на втором экземпляре или копии обращения, который должен остаться у заявителя).При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.    

 

 

 

Поделиться:
Дата создания: 22.08.2016 15:32
Дата последнего изменения: 06.09.2016 12:57