Размер шрифта:
Тип шрифта:
Цвета сайта:
Изображения:
Интервал между буквами (Кернинг):
Межстрочный интервал:
Выберите шрифт:
Выбор цветовой схемы:
16.09.2016
Процедуры выдвижения и регистрации кандидатов достаточно детально прописаны в избирательном законодательстве. Именно подробная регламентация всех действий участников и организаторов выборов создает определенные затруднения и сложности, а порой и провоцирует ошибки. Практика проведения избирательных кампаний свидетельствует о том, что не всегда избирательные комиссии, кандидаты и избирательные объединения могут безошибочно пройти этот сложный этап избирательной кампании. Не секрет, что иногда субъекты избирательных действий злоупотребляют своими правами, исходя из своих собственных интересов, отличных от целей демократических выборов. Поэтому от избирателей на этапе выдвижения и регистрации требуется проведение юридически грамотной и объективной оценки действий избирательных органов и кандидатов, избирательных объединений. При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.   Какие возможны нарушения при сборе подписей избирателей? Процедура сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата (списков кандидатов) является элементом современных демократических выборов и проводится с целью исключить попадания в избирательный бюллетень лиц, не имеющих поддержки у избирателей. В противном случае избирательный бюллетень был бы переполнен «случайными лицами», не имеющими самостоятельного интереса в исходе избирательной кампании, что вводило бы в заблуждение избирателей и искажало суть демократических выборов. Для исключения махинаций во время сбора подписей законодатель определил строгие рамки осуществления этой процедуры. На практике встречаются нарушения при сборе подписей избирателей, на которые необходимо обращать внимание представителям общественности и своевременно их предотвращать: участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в какой-либо форме в процедуре сбора подписей; принуждение избирателей в какой бы то ни было форме в проставление подписей либо вознаграждение избирателей за внесение подписей; сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотвори- тельной помощи; сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов (списка кандидатов) гражданами, не достигшими возраста 18 лет; внесение подписи и даты внесения подписи в подписной лист не непосредственно избирателем, а иными лицами, например сборщиком; внесение любых данных об избирателе (кроме подписи и даты ее внесения) в подписной лист иным лицом помимо сборщика подписей; неоднократное внесение избирателем подписи в поддержку выдвижения одного и того же кандидата (списка кандидатов). Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата (списка кандидатов) – весьма трудоемкий процесс, требующий вложения серьезных временных, финансовых и организационных ресурсов, поэтому ряд кандидатов пренебрегает законными процедурами сбора подписей и стремится найти различные законные и незаконные способы, направленные на упрощение данной процедуры. Своевременное обнаружение соответствующих фактов позволит пресечь нарушение избирательного законодательства и обеспечить реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации. При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.   Имеет ли право на ошибку кандидат при подаче документов на выдвижение и регистрацию? При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение – в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах) (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.   Кандидаты-двойники: кого выбрать? Одной из достаточно распространенных избирательных технологий на выборах является выдвижение кандидатов-двойников, то есть кандидатов, имеющих одинаковые фамилии, а в некоторых случаях – имена и отчества с другими выдвинутыми кандидатами. Задача кандидатов-двойников – оттянуть голоса у своих более известных и узнаваемых конкурентов посредством введения избирателей в заблуждение. Самостоятельных электоральных интересов кандидаты-двойники не имеют. Следует отметить, что выдвижение и регистрация кандидатов-двойников на одних и тех же выборах в пределах одного избирательного округа не противоречит действующему законодательству. В то же время, по существу, подобные действия являются злоупотреблением гражданами своим пассивным избирательным правом. Наиболее эффективным единственным способом борьбы с кандидатами-двойниками является разъяснение гражданам действительных целей кандидатов на выборах, выявление реально претендующих на замещение выборных должностей и имеющих совершенно другие интересы. При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.                                                                                     Кто может законно проводить предвыборную агитацию? В соответствии со ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях…» граждане Российской Федерации и общественные объединения вправе проводить предвыборную агитацию в допускаемых законах формах и законными методами. Кандидаты и избирательные объединения как лица, заинтересованные в определенном исходе выборов, могут, кроме того, распространять позитивную информацию о своей деятельности через средства массовой информации, а также выпускать печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы, критиковать своих политических оппонентов (за исключением агитационных материалов, размещенных в телеэфире). Все затраты на агитацию должны оплачиваться из избирательного фонда кандидата или избирательного объединения, в том числе если такая затратная агитация осуществляется гражданами или их объединениями. Это ограничение введено с целью обеспечения равноправия участников избирательных кампаний независимо от их материального положения. При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.   В какой период возможно распространение агитационных материалов? Согласно статье 49 Федерального закона «Об основных гарантиях…», агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. В периодических печатных изданиях, на каналах организаций телерадиовещания предвыборная агитация начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается за одни сутки до дня голосования. В день голосования агитация запрещена. При этом агитационные материалы, которые ранее были законно размещены, в день голосования могут быть оставлены на прежних местах но не ближе 50 метров от входа в помещения для голосования. За нарушение порядка распространения агитационных материалов предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 5.10 КоАП РФ с наложением штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей. При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.   Как относиться к агитации со стороны лиц, замещающих государственные и выборные муниципальные должности? В соответствии с избирательным законодательством лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие не вправе проводить агитацию при исполнении ими своих должностных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения. Таким образом, закон не содержит безусловного запрета на агитацию со стороны перечисленных лиц. Они являются полноправными гражданами и вправе выражать свои политические взгляды, в том числе, в пользу тех или иных кандидатов и избирательных объединений. Но такая агитация не должна быть связана с должностным статусом гражданина и соответствующими властными возможностями. Важно обращать внимание на деятельность кандидатов, замещающих государственные или выборные муниципальные должности и не освобожденных от исполнения своих должностных или служебных обязанностей на время избирательной кампании. Запрет на использование преимуществ должностного или служебного положения в первую очередь должен соблюдаться именно этой категорией лиц. На практике встречаются случаи, когда средства массовой информации распространяют информацию о деятельности гражданина как должностного лица в то время, как он участвует в выборах в качестве кандидата. Закон допускает такую возможность – лица, замещающие государственные и выборные муниципальные должности не обязаны покидать их на время участия в выборах. Кроме того, несовершенство законодательного разграничения информирования граждан и предвыборной агитации не всегда позволяет избирателям понять, в каком именно качестве выступает претендент на выборную должность. Зачастую результатом становится многократное преимущество в информационном освещении деятельности кандидата, обладающего должностным статусом. Поэтому необходимо обращать внимание на каждый такой случай и формировать объективное представление о добросовестности кандидатов в том числе с учетом их отношения к использованию своего должностного статуса. При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.       На что обращать внимание при организации агитационных публичных мероприятий? Порядок проведения публичных мероприятий (митингов, шествий) установлен Федеральным законом от 18 июня 2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях» и Законом Самарской области от 6 апреля 2005 №105-ГД «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области». Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет). Кроме того, организаторами публичных мероприятий могут быть политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. Публичные мероприятия проводятся в уведомительном порядке. Это означает, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) должно быть подано его организатором в письменной форме главе местной администрации муниципального образования, на территории которого планируется проведение публичного мероприятия, в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся: 1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; 2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; 3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов. Иногда кандидаты и избирательные объединения планируют провести мероприятие в месте, которое объективно не может быть предоставлено в силу возможного нарушения установленного порядка деятельности органов власти, создания препятствий для движения общественного транспорта и неудобств для значительного числа людей. Законные ограничения могут быть использованы кандидатами для создания информационного повода с целью привлечения внимания избирателей. Бывают и случаи проведения агитационных публичных мероприятий без необходимого уведомления органов власти в целях провокации жесткой реакции правоохранительных органов и необоснованно широкого освещения этого события в средствах массовой информации. При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.                                             В чем состоят особенности распространения печатных агитационных материалов? На практике кандидаты и избирательные объединения наиболее активно агитируют посредством распространения печатных материалов. В соответствии с положениями ст.54 Федерального закона «Об основных гарантиях…» кандидаты и избирательные объединения вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации. Поскольку агитация на выборах должна быть оплачена из избирательного фонда, то партии и кандидаты могут ее размещать только после выдвижения и формирования избирательного фонда. На печатных и в аудиовизуальных агитационных материалах агитации должно быть указание об оплате их изготовления из средств такого избирательного фонда. Кроме того, агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и ИНН организации или физлица-заказчика, данные изготовителя, информацию о тираже и дате выпуска этих материалов. Агитационные материалы можно размещать далеко не везде - запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные предвыборные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, а также на любых поверхностях на расстоянии менее 50 метров от входа в них. Размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов влечет наложение административного штрафа: ·     на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; ·     на должностных лиц - от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; ·     на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. При этом умышленное уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных материалов, вывешенных в соответствии с законом на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной кампании, подготовки или проведения референдума, либо нанесение надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей. При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.   Каковы особенности контроля за распространением информации о выборах в сети интернет? Особо следует отметить отношение избирателей к распространению  агитационной  информации в сети Интернет.  Широко   распространено   заблуждение о том, что деятельность в сети Интернет – сугубо личное дело каждого индивида, не регулируемое законом. В действительности, распространение любых сведений посредством информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в результате которого они становятся доступными для неопределенного круга лиц, является предметом правового регулирования. Независимо от того, как распространяется информация, направленная на достижение определенного результата на выборах (устно, письменно, через СМИ или Интернет), она является агитационной и подлежит ограничениям. Важно осознавать, что распространение информации о выборах в сети Интернет, независимо от того, кто ее распространил, должно отвечать требованиям законодательства, регулирующего распространение агитационных материалов. При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.     Как осуществляется финансирование избирательной кампании? Все расходы, связанные с избирательной кампанией кандидата, избирательного объединения (то есть расходы на оплату агитационных материалов, включая аудио- и видеоматериалы, закупку необходимых канцелярских товаров, оплату услуг юристов, политтехнологов, полиграфистов, оплату транспортных средств, и иные необходимые расходы, прямо или косвенно связанные с выборами и направленные на достижение определенного результата на выборах), должны быть оплачены за счет средств, поступивших в избирательный фонд, создание которого – обязанность любого кандидата или избирательного объединения (за исключением небольших муниципальных образований). Использование денежных средств для оплаты работ и услуг, связанных с избирательной кампанией, кроме средств, поступивших в избирательный фонд, запрещается. Единый источник финансирования избирательной кампании позволяет всем заинтересованным лицам получить информацию о всех законных расходах кандидата или избирательного объединения. При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.   Как формируется избирательный фонд? Избирательные фонды могут формироваться только за счет следующих денежных средств: ·    собственных средств кандидата, избирательного объединения; ·    средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; ·    добровольных пожертвований граждан; ·    добровольных пожертвований юридических лиц; ·    средств, выделенных кандидату, избирательному объединению соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом. Предельные суммы денежных средств, которые могут быть перечислены в избирательный фонд кандидата, избирательных объединений, устанавливаются законом и инструкцией ЦИК России. Так, Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы…» установлено, что предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Государственной Думы не может превышать 15 миллионов рублей. Кандидат в депутаты Самарской Губернской Думы может израсходовать на свою избирательную кампанию не более 5 миллионов рублей. Для обеспечения относительно равного положения кандидатов, избирательных объединений при проведении ими избирательных кампаний законом для каждых конкретных выборов устанавливается предельный размер расходования средств избирательных фондов, за превышение которого более чем на пять процентов регистрация кандидата может быть отменена. При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.                                                                         Кто не может финансировать избирательную кампанию кандидата либо избирательного объединения? Действующим законодательством предусмотрены ограничения на перечисление средств в избирательные фонды для отдельных субъектов. В соответствии с законом вносить средства в избирательные фонды не вправе: ·     иностранные государства и организации, иностранные граждане, лица без гражданства, граждане России, не достигшие возраста 18 лет на день голосования, российские юридические лица с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, международные организации и международные общественные движения; ·     органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, организации, учрежденные государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации); ·     воинские части, военные учреждения и организации, правоохранительные органы, благотворительные и религиозные организации, а также учрежденные ими организации; ·     анонимные жертвователи; ·     юридические лица, зарегистрированные менее чем за один год до дня голосования на выборах, некоммерческие организации, получавшие в течение года, предшествующего дню внесения пожертвования в избирательный фонд, денежные средства либо иное имущество от иностранных государств, а также от иных вышеуказанных субъектов, российские юридические лица с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышала (превышал) 30 процентов на день перечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества, организации, учрежденные государственными органами и (или) органами местного самоуправления (за исключением акционерных обществ, учрежденных в порядке приватизации) (Пункт 6 ст. 58 ФЗ «Об основных гарантиях...»). Административный контроль за пополнением избирательных фондов осуществляют соответствующие избирательные комиссии, у которых можно получить наиболее полную информацию о финансовой деятельности кандидатов и избирательных объединений. При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.   На какие цели должны использоваться средства избирательных фондов? Средства избирательных фондов имеют исключительно целевое назначение и могут использоваться только на: ·    финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей; ·    предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера; ·    оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами, избирательными объединениями своей избирательной кампании. На практике нередко возникают вопросы, касающиеся нецелевого использования средств избирательных фондов. Бывают случаи, когда отдельные кандидаты и избирательные объединения используют имеющиеся у них финансовые средства на проведение агитации в пользу других кандидатов и избирательных объединений. Однако применяемые схемы такого использования финансовых средств формально юридически соответствуют требованиям законодательства. Поэтому в этом случае эффективным является только общественный контроль с обнародованием подобных действий перед широкой общественностью.  При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.   Как и где можно получить официальную информацию о расходовании средств избирательных фондов? Вопросы контроля отчетности кандидатов и избирательных объединений о финансировании своей избирательной кампании занимают важное место в ходе общественного наблюдении за выборами, поскольку позволяют проследить законность пополнения и расходования средств избирательного фонда. При осуществлении контроля финансовой деятельности кандидатов и избирательных объединений необходимо обратить внимание на следующее. Копии финансовых отчетов кандидатов и избирательных объединений в обязательном порядке передаются соответствующими избирательными комиссиями в СМИ для опубликования, а в случаях, установленных законом, также размещаются в сети Интернет. Соответствующие избирательные комиссии периодически, но не реже чем один раз в две недели до дня голосования направляют информацию о поступлении и расходовании средств избирательных фондов в СМИ для опубликования. Избирательные комиссии знакомят кандидатов, избирательные объединения, а также СМИ по их официальным запросам со сведениями о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. В целях обеспечения полноценного общественного наблюдения за ходом избирательного процесса общественным наблюдателям необходимо использовать публикуемую информацию о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. На основе этой информации можно сделать выводы о законности финансирования тех или иных агитационных мероприятий соответствующего субъекта избирательного процесса. При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.   Каков порядок расходования средств избирательного фонда? Действующим законодательством установлены определенные правила расходования средств избирательного фонда. Запрещаются без документально подтвержденного согласия кандидата, избирательного объединения или их уполномоченных представителей по финансовым вопросам и без оплаты из средств избирательного фонда соответствующего кандидата, избирательного объединения выполнение оплачиваемых работ (оказание платных услуг), реализация товаров, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенного результата на выборах. Расчеты между кандидатом, избирательным объединением и юридическими лицами за выполнение работ (оказание услуг), реализацию товаров производятся только в безналичном порядке. Запрещается бесплатное выполнение или выполнение по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями работ (оказание услуг), прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенного результата на выборах. Реализация товаров, выполнение платных работ и оказание платных услуг гражданами и юридическими лицами должны обязательно оформляться договором в письменной форме с указанием сведений об объеме поручаемой работы, ее стоимости, расценок по видам работ, порядка оплаты и сроков выполнения работ. Выполненные работы и услуги должны подтверждаться актами о выполнении работ, накладными на получение товаров, подписанными сторонами договора. Для обеспечения равенства кандидатов и избирательных объединений при осуществлении оплаты работ и услуг организации телерадиовещания и редакции средств массовой информации заблаговременно публикуют в средствах массовой информации установленные  расценки относительно условий оплаты эфирного времени и печатной площади. При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.                                 Могут ли организации и граждане оказывать поддержку кандидатам и избирательным объединениям, минуя избирательные фонды? Материальная поддержка кандидату, избирательному объединению, направленная на достижение определенного результата на выборах, может быть оказана только при ее компенсации за счет средств избирательного фонда кандидата. При этом допускается добровольное бесплатное личное выполнение работ (оказание услуг) гражданином для кандидата либо избирательного объединения в ходе избирательной кампании без привлечения третьих лиц. При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.   Может ли кандидат или избирательное объединение в период избирательной кампании рекламировать свою коммерческую или иную деятельность? В период избирательной кампании оплата рекламы коммерческой и иной не связанной с выборами деятельности с использованием фамилии и изображения кандидата, избирательного объединения, а также рекламы с использованием наименований, эмблем, иной символики политической партии, выдвинувшей кандидата, осуществляется за счет средств соответствующего избирательного фонда. На практике бывают случаи, когда кандидаты в период избирательной кампании пытаются рекламировать свою коммерческую деятельность, используя свою фамилию или изображение. Необходимо отслеживать, чтобы такая реклама в период избирательной кампании оплачивалась за счет средств соответствующего избирательного фонда. В ином случае необходимо обратиться в избирательную комиссию, организующую выборы. При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.   Какие типичные нарушения могут быть допущены при финансировании избирательной кампании? 1. Неоплата из средств избирательного фонда расходов на проведение избирательной кампании. Часть расходов на проведение избирательной кампании особенно на выборах, размер избирательного фонда на которых несоразмерно низкий, может не проходить через избирательный фонд. В частности, расходы на оплату труда физических лиц, оказывающих содействие кандидату или избирательному объединению в проведении избирательной кампании (сборщики подписей, агитаторы, сотрудники избирательного штаба), могут производиться не из средств избирательного фонда. Необходимо выявлять такие случаи, информировать должностных лиц избирательных комиссий и общественность. 2. Материальная поддержка кандидатов, не компенсированная из средств избирательного фонда. Материальная поддержка кандидата, направленная на достижение определенного результата на выборах, может быть оказана только при ее компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда. Однако на практике часты случаи, когда кандидаты получают поддержку от граждан и юридических лиц в виде безвозмездного предоставления им в пользование служебного автотранспорта при проведении агитационных мероприятий, оргтехники в избирательный штаб, помещений для встреч с избирателями и т.д. Каждый такой факт должен быть проверен и, в случае подтверждения нарушения законодательства, доведен до сведения соответствующей избирательной комиссии и общественности. 3. Выполнение работ, реализация товаров, оказание услуг, не оплаченных из средств избирательного фонда или оплаченных по необоснованно заниженным ценам. В качестве возможных противоправных деяний следует назвать безвозмездное, а также по необоснованно заниженным ценам изготовление агитационных печатных материалов, оказание услуг по политическому консалтингу, юридическому сопровождению избирательной кампании, использование услуг мобильной связи и т.п. Одним из вариантов оценки размера необоснованного занижения стоимости товаров, работ и услуг может быть исчисление данной стоимости исходя из базовой рыночной оценки в данной местности выполнения работы, изготовления товара, оказания услуги. При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.         Как можно проследить, что поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках избирательной кампании оплачены за счет средств избирательного фонда?     В подписных листах должны быть указаны номер специального избирательного счета избирательного фонда кандидата или избирательного объединения, с которого произведена оплата изготовления бланков подписных листов.     Во всех агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна помещаться информация о том, за счет средств избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения была произведена оплата соответствующей публикации. Если агитационные материалы были опубликованы на безвозмездной основе, информация об этом должна содержаться в публикации с указанием на то, кто из кандидатов, избирательных объединений разместил эту публикацию.     Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы кандидата или избирательного объединения должны содержать указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.     Реализация товаров, выполнение платных работ и оказание платных услуг гражданами и юридическими лицами для кандидата или избирательного объединения в обязательном порядке оформляются договорами в письменной форме с указанием сведений об объеме поручаемой работы, ее стоимости, сроков выполнения работ. Выполненные работы и услуги должны подтверждаться актами о выполнении работ, накладными на получение товаров, подписанными сторонами договора. По опубликованным в СМИ финансовым отчетам кандидатов, избирательных объединений можно выявить отступления от требований закона. При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.                                                                                 Когда проводится досрочное голосование? В соответствии со статей 65 Федерального закона «Об основных гарантиях..» при проведении выборов в органы государственной власти, в органы местного самоуправления, если законом не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно. Досрочное голосование проводится путем заполнения избирателем бюллетеня в помещении соответствующей территориальной комиссии или участковой комиссии. В частности, статьей 53.1 Закона Самарской области «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы», предусмотрено, что избиратель вправе проголосовать досрочно в помещении территориальной избирательной комиссии (за 10 - 4 дня до дня голосования) или участковой избирательной комиссии (за 3 и менее дней до дня голосования). В случае совмещения дня голосования на выборах депутатов Самарской Губернской Думы с днем голосования на иных выборах, в ходе которых законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, избиратель может проголосовать досрочно (но не ранее чем за 10 дней до дня голосования) в помещении той избирательной комиссии, которая выдает открепительные удостоверения. При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.   Кто может осуществлять наблюдение за организацией и проведением голосования? Наблюдение за организацией и проведением голосования – важнейшая составляющая общественного контроля на выборах. В Федеральном законе «Об основных гарантиях…» определен  круг субъектов, допускаемых к наблюдению за голосованием, и детально описаны все процедуры. Помимо членов участковой избирательной комиссии и членов вышестоящих избирательных комиссий, работников их аппаратов, которые являются должностными лицами и организуют голосование, наблюдение могут осуществлять кандидаты или их доверенные лица, уполномоченные представители по финансовым вопросам или доверенные лица избирательных объединений, наблюдатели, международные наблюдатели, представители средств массовой информации. Все вышеперечисленные лица в день голосования могут присутствовать на всех заседаниях любых участковых и иных избирательных комиссией, а также осуществлять наблюдение за работой со списками избирателей, открепительными удостоверениями, избирательными бюллетенями. В день голосования каждый избиратель может стать «общественным наблюдателем», если кроме непосредственного голосования обратит внимание на исполнение установленных правил и процедур. При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.   Кто не может быть наблюдателем? Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона «Об основных гарантиях…» наблюдателями не могут быть назначены ·       выборные должностные лица, ·       депутаты, ·       высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), ·       главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, ·       судьи, ·       прокуроры, ·       члены комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с законом. При подготовке разъяснений использованы материалы брошюры «Актуальные вопросы и ответы. Выборы и избирательное право». Совместный проект Общественной палаты Самарской области и прокуратуры Самарской области. Руководитель проекта Полянский В.В.          
Поделиться:
Дата создания: 16.09.2016 15:31
Дата последнего изменения: 16.09.2016 15:31